Современные боевые
подводные лодки способны погружаться на глубину от 300 до 800 м. Абсолютный рекорд по
глубине погружения среди подводных лодок - 1020 м - принадлежит советской
атомной подводной лодке 3-го поколения К-278 «Комсомолец» (лодка погибла в
результате пожара в Норвежском море 7 апреля 1989 года). Субмарины имеют
2 корпуса: водопроницаемый лёгкий корпус, функция которого заключается в
придании кораблю гидродинамически совершенных обводов, и водонепроницаемый
прочный корпус, способный выдержать давление воды на больших глубинах
погружения. Прочность корпуса повышается за счет использования сплавов из высококачественной
стали, никеля и титана. Внутри прочный корпус разделен на отсеки переборками,
что повышает живучесть корабля в случае течи. Экипаж атомной подводной лодки
может составлять более 100 человек. Современные
обитаемые и необитаемые подводные аппараты (батискафы) предназначены для
научно-исследовательских, поисковых и спасательных работ. Батискафы,
предназначенные для погружения на глубину до 2000 м, обычно имеют цилиндрический
корпус со шпангоутами (ребрами), обшитый сталью, алюминием, титаном или
высокопрочным стеклопластиком. Батискафы для сверхглубоких путешествий имеют
почти сферический корпус с толщиной стен более 100 мм. Экипаж глубоководных
обитаемых аппаратов обычно не превышает трех человек.Аппараты, способные погружаться на глубину 7 и более километров, есть у
России, США и Японии. Франция в свое время обладала уникальным батискафом
«Триест». Он был построен в 1953 году Огюстом (отец) и Жаком (сыном) Пикарами,
и через несколько лет уникальное судно перекупили Соединенные Штаты. После
модернизации стенки «Триеста» достигли 127 мм толщины, и он мог погружаться на любые
глубины. Именно на нем 23 января 1960 года был установлен абсолютный рекорд:
Жак Пикар и лейтенант ВМФ США Дон Уолш совершили погружение в Марианскую
впадину, на глубину 10916
метров.
|